Желание «облагородить» своё жилище сопровождало человека на протяжении всего эволюционного процесса: шкуры животных, которыми завешивали вход в свою пещеру древние люди, камни и фрагменты стволов дерева, которые они же укладывали вокруг костра – подтверждение тому. Каждому времени соответствовала та мебель, в которой возникала нужда, та, производство которой люди, живущие в эту эпоху, могли себе позволить. Безусловно, самыми изобретательными из живших до нас в плане создания мебели, а также привлечения к её производству новых материалов, считаются жители Древнего Египта. Мебель из камня быстро сменилась у них деревянной, причём мастера освоили даже изготовление складных моделей (складной табурет был обнаружен археологами в одном из царских захоронений), что доказывает: мобильность мебели ценилась и в давние времена. Египтянам же, как истинным ценителям комфорта, приписывается и изобретение кровати и стульев. Все дошедшие до нас модели «от фараонов» богато инкрустированы драгоценными металлами, драгоценными же и полудрагоценными камнями, резьбой. Другими великими дизайнерами мебели по праву считаются жители Древней Греции. Именно они положили начало декорированию предметов мебели узнаваемыми - «античными» - орнаментами, лепниной в виде рога изобилия, венков триумфаторов, выполнению ножек кресел и прочих элементов в виде лап грифона – знаменитого мифического крылатого льва, а также постоянному обыгрыванию в конструкции и оформлении современных шкафов различных элементов колонн. Родом из Эллады и родоначальник шкафа – ларь (сундук), а тот факт, что, помимо присущей всем ларям функции хранения вещей, он выполнял ещё и роль скамьи, говорит о том, что многофункциональная мебель была в почете еще две тысячи лет назад. Ещё одним примером этого может служить тот факт, что в более поздние времена среди западноевропейских купцов пользовались большой популярностью небольшие сундучки с приделанными к ним спинками. Этот вид сундука выполнял роль сидячего места и служил своего рода сейфом для хранения ценных вещей. Временем же создания шкафа считается суровое Средневековье, когда в мрачных рыцарских замках появились первые модели шкафов, сами стилизованные под миниатюрные замки, благодаря декорированию корпуса резными башенками в готическом стиле. Лёгкой плетёной мебелью мы обязаны прогрессивным жителям Рима, которые находились в постоянном поиске новых мебельных материалов, новых технологий (что, собственно, отличает и сегодняшних итальянских производителей мебели!) Благодаря активности и упорству римских мастеров, в создании мебели стали широко применяться (и применяются по сей день) такие материалы, как бронза, мрамор. Что касается появления в мебельной семье мягкой мебели, то первоначально её функцию выполняли обычные стулья и кресла с жёстким каркасом, на сиденье которых были положены для удобства подушки. Началом истории зарождения мягкой мебели как типа можно считать случай, когда ревностный ценитель комфорта, оставшийся для потомков неизвестным, прикрепил подушки к сиденью, а затем и к спинке своего любимого стула (или кресла). А при том, что манера обтягивать стулья тканью известна была достаточно давно, вскоре удалось совместить эти две производственные технологии. Настоящий расцвет мягкой мебели пришёлся на эпоху французского классицизма. Ни один уважающий себя вельможа не мыслил свою гостиную без роскошного дивана, декорированного со всевозможными изысками того времени – деревянной резьбой, инкрустацией драгоценными металлами. На обивку шли самые дорогие ткани, набивались же подушки диванов и кресел натуральными материалами: конским волосом, лебяжьим пухом. Размышляя об истории мебели, нельзя не упомянуть и восточное направление её развития – расписные или резные ширмы, чайные столики, использование в производстве мебели ротанга, бамбука, пальмовых листьев, декорирование подушек роскошными кистями, не говоря уже об изысканных узорах и рисунках, выполненных на лаковой поверхности золотом. В России всегда ценилась мебель из Италии - некоторые источники гласят, что сам Иван Грозный восседал на троне работы итальянских мастеров, декорированном резными пластинами, изображавшими сцены из Библии. А знаменитые венецианские зеркала, -при том, что держать в доме зеркало долгое время почиталось на Руси грехом, - всё-таки покорили сердца русского дворянства и даже подтолкнули отечественных мастеров на освоение этого волшебного ремесла. В наше время сотрудники мебельного салона «Август» могут засвидетельствовать, что интерес россиян к продукции мебельных фабрик из Италии по-прежнему стоек. Потому что иметь в своём доме мебель, к производству которой подошли творчески, с любовью, не только престижно, но и просто по- человечески приятно.
Источник: http://www.design.feg.ru |