Древнейшие из известных нам образцов мебели были жесткими и очень функциональными, ни о какой элитности речь не шла. Но с течением времени мебельное дело, мебельная промышленность развивалась и уже в древнее время особо зажиточные люди не оставались довольными обычными креслами, стульями и т.п. Стали требоваться мастера, способные изготовить индивидуальную, эксклюзивную мебель. Элита городов предпочитала не то, что у других людей города, а ей хотелось своей, элитной мебели. Отсюда пошло ответвление в работах мебельных мастеров - для большинства, либо только для элиты общества. В последствии мебель для большинства поставили на конвеер, а элитную мебель даже сейчас изготавливают по индивидуальным заказам группы специалистов. Английская мебель приобретает самобытный характер в 18 веке, отсюда можно сказать и начинается история экслюзивной, элитной мебели из Англии. Английская элитная мебель развивалась в соответствии с традициями английских мастеров. Истоки развития английской мебели связаны с именем Томаса Чиппендейла, который возглавлял мастерскую, изготавливающую мебель. Мебельная мастерская занималась не только производством отдельных мебельных изделий, но и решением интерьера в целом. Например, в поместье Ностелпрайори (одно из поместий, оборудованное мастерской Чиппендейла) все, вплоть до дверных молотков, делалось по проекту и под наблюдением фирмы. Сам Чиппендейл принимал непосредственное участие в работе, а также заключал подряды с мастерами тех специальностей, которых не было в его фирме (часы, гардинное полотно, зеркала и т. д.). Все это накладывало свой отпечаток на производство элитной мебели. Экслюзивной тогда становилась не только мебель, но и интерьер в целом. Своеобразие английской элитной мебели 18 века во многом обязано тесной связи мастеров- мебельщиков с архитекторами, которая особенно усилилась во второй половине 18 века. Это явление способствовало единому решению интерьера и мебели, а также наложило свою печать на решение собственно мебельных изделий с точки зрения большего понимания пропорциональных соотношений, характера отбора декоративных элементов. Элементы готики, китайского искусства, французского рокайля носят более сдержанный характер, более просты и ясны. Введение орнаментальных мотивов рокайля не нарушает симметрии изделий, а готика хорошо уживается рядом с классическим строем пропорций. Этапы классицизма в Англии обычно подразделяют на стиль Адама и Хэплуайта (середина 70-х годов) и стиль Шератона (после 1790 г). Проекты мебели Р. Адама имели большое значение для популяризации античных мотивов. Но с точки зрения влияния их на элитную мебель нам они не очень интересны, точнее интересны только элите, желающей эксклюзивную мебель с античными мотивами. Мебель Георга Хэплуайта, который особенно продуктивно работал в 1775-1786 гг. , близка по форме мебели Чиппендейла, но отличается большей простотой форм, элегантностью, легкостью. Выполняли ее из красного дерева и других светлых пород, для маркетри широко использовалось атласное дерево. Особенно характерно решение спинок стульев и кресел: по форме они напоминают щит и выполняются либо ажурными, либо мягкими. В это время не только самые зажиточные люди Англии покупали элитную мебель. Точнее, в полном смысле элитной эта мебель станет много позже, а тогда у самые зажиточные люди Англии были верны своим традициям и традициям своих предков. В творчестве Томаса Шератона получили дальнейшее развитие тенденции и характерные черты английской мебели. В его мебели главенствуют прямые линии, четко выявлены конструктивные формы. Мебель для сидения отличается разнообразием спинок, изящные по пропорциям и рисунку диваны снабжены мягкими спинками и сиденьями, изголовья кушеток решаются в виде глубокого кресла. Балдахины кроватей по форме напоминают шатер. Особенно разнообразны по форме и назначению столы Шератона: женские письменные столы со шторкой, рабочие и карточные столы, туалетные столики. Шкафы различных видов удобны и скромны по отделке. Таким образом развивалось представление об элитной, экслюзивной английской мебели. Сейчас добропорядочные англичане предпочитают старину авангарду, а подлинность - стилизации. Если в доме стоит тисовая мебель, то она действительно из массива тиса, а не отделана "под тис". Вся мебель в английском доме устанавливается надолго и передается в неизменном виде из поколения в поколение. Как пример, можно привести виндзорское жесткое кресло из дерева, придуманное целых триста лет назад и сегодня столь же популярное, как и раньше. Древесные породы, используемые для производства мебели, все те же, что и много столетий назад: тис, дуб, орех. Эта мебель, на которой сидели многие поколения предков, как бы овеяна особой аурой и создает непередаваемое очарование английского дома.. В настоящее время любая английская мебель, выдержанная в определенном стиле, либо даже сделанная в смешанном стиле - это элитная мебель. (Далеко не каждый может себе позволить мебель, сделанную из натурального дерева, как правило, такая мебель используется не одним поколением истинных ценителей качества английской элитной мебели). А вот эксклюзивная английская мебель - своего рода то, что есть только у Вас, своеобразный секрет, что хранится не одним поколением лучших мастеров. Если Вы счастливый обладатель экслюзивной и элитной мебели - Вы можете не беспокоиться о том, что со временем Ваш дом упадет в цене. Скорее всего по прошествии нескольких поколений Ваши потомки будут обладателями бесценных образцов английской экслюзивной или элитной мебели.
Источник: http://www.tsarstvo.su |