Характерным примером мебели первого десятилетия XIX века может служить мебель, созданная по проектам известного архитектора А. Н. Воронихина (1759-1814), автора Казанского собора и Горного института. После пожара 1803 года Воронихин восстанавливал парадные интерьеры Павловского дворца, а несколько позднее обустраивал жилые покои во дворце и Розовом павильоне. Осталось много рисунков этого архитектора с проектами предметов декоративного убранства: каменных ваз, изделий из бронзы и хрусталя, мебели. Последняя изображена им на многих проектах интерьеров, но отдельных рисунков почти не сохранилось, так как они передавались в мастерские и, как правило, там и оставались. Воронихин проектировал диваны и кресла для дворца в Павловске с тонированной и золоченой резьбой в традициях русской мебели второй половины XVIII века; центральная часть спинок гарнитура представляет собой многогранник с лучами. Для павильона "Вольер" по его проектам создавались более строгие одинаковой формы кресла и стулья из полированного дерева с темной прорезной пальметтой на светлой полированной березовой спинке. Для жилых комнат Павловского дворца - мебель тех же форм, но из красного дерева. Воронихин не использовал в своей мебели бронзовых украшений; вся резьба выполнялась из дерева, потом золотилась или покрывалась черно-зеленым тоном под старую бронзу. Русская мебель по проектам А.Н. Воронихина Характерным примером мебели первого десятилетия XIX века может служить мебель, созданная по проектам известного архитектора А. Н. Воронихина (1759-1814), автора Казанского собора и Горного института. После пожара 1803 года Воронихин восстанавливал парадные интерьеры Павловского дворца, а несколько позднее обустраивал жилые покои во дворце и Розовом павильоне. Осталось много рисунков этого архитектора с проектами предметов декоративного убранства: каменных ваз, изделий из бронзы и хрусталя, мебели. Последняя изображена им на многих проектах интерьеров, но отдельных рисунков почти не сохранилось, так как они передавались в мастерские и, как правило, там и оставались. Воронихин проектировал диваны и кресла для дворца в Павловске с тонированной и золоченой резьбой в традициях русской мебели второй половины XVIII века; центральная часть спинок гарнитура представляет собой многогранник с лучами. Для павильона "Вольер" по его проектам создавались более строгие одинаковой формы кресла и стулья из полированного дерева с темной прорезной пальметтой на светлой полированной березовой спинке. Для жилых комнат Павловского дворца - мебель тех же форм, но из красного дерева. Воронихин не использовал в своей мебели бронзовых украшений; вся резьба выполнялась из дерева, потом золотилась или покрывалась черно-зеленым тоном под старую бронзу. В вещах, исполненных по рисункам Воронихина, ясно намечается та черта, которая станет характерной для всей русской мебели первой трети XIX века - два варианта решения интерьера и обстановки: парадный и бытовой. Кресла и диваны Греческого зала Павловского дворца с резными ажурными спинками, декорированными грифонами, и локотниками в виде орлов, - великолепный образец парадной мебели. Мотив орла, дважды примененный за несколько лет до этого в тронных креслах по проектам архитектора Дж. Кваренги, широко используется и развивается Воронихиным. Для мебели залов Мира и Войны Воронихин использовал форму античного курульного кресла на львиных лапах, с устоями в виде пучков стеблей, перехваченных золочеными жгутами. Иного рода очарование присуще мебели по проектам Воронихина, предназначенной для жилых, неофициальных помещений. Примерами такой мебели могут служить предметы обстановки Розового павильона в Павловске. Это мебель легких форм и светлых тонов, в основном из волнистой березы, золотистый оттенок которой подчеркнут вставками из черненого дерева. Иногда предметы вообще лишены украшений, и вся их красота состоит в тонко найденных и гармоничных пропорциях. Часто мебель украшалась шерстяными вышивками, также по эскизам Воронихина.
Источник: http://svetico.narod.ru/regency/house/furnhistory.html |